страница 1
На картине «Часы AIDA» изображено, как минимум два смысла. Первый. Маркетинговая формула AIDA с течением времени уровень за уровнем строит всё более и более высокую пирамиду в честь величия египетской древней легенды об эфиопской принцессе по имени Аида. Или второй. Наоборот. Захороненная в недрах пирамиды легенда об Аиде рождает сквозь время самую технологию передачи информации по формуле AIDA. Эти песочные часы можно крутить вверх и вниз, вечно, обретая все новые и новые смыслы.
Откуда такие смыслы?
Модель AIDA хорошо знакома маркетологам, рекламщикам и, конечно же, пиарщикам. Концепция, которую впоследствии стали называть «AIDA», была разработана американским бизнесменом Элиасом Сент-Элмо Льюисом в 1898 году.
Льюис неоднократно писал и говорил о потенциале рекламы и выдвинул свою модель, как последовательность этапов, соблюдая которые можно с высочайшей вероятностью привести клиента или покупателя к необходимому для рекламодателя действию. По его словам:
«Миссия рекламы – привлечь внимание читателя, чтобы он посмотрел рекламу и начал её читать; затем заинтересовать его, чтобы он продолжал её читать; далее убедить его, поверить в прочитанное. Если реклама содержит эти три качества, это успешная реклама».
Несмотря на то что Льюис считается отцом модели AIDA, вплоть до 1921 года она не обозначалась именно этой аббревиатурой. В схеме Льюиса использовались немного другие термины.
Впервые термин AIDA была использована в статье «How to Write a Sales-Making Letter» К. П. Рассела в 1921 году, который заложил «закон ассоциации», или мнемонический приём для запоминания этой рекламной модели. Именно он напрямую связал всем известную оперу Аида с этой моделью. Он написал своей статье:
«Кстати, что при чтении вниз первые буквы этих слов образуют оперу «Аида». Когда вы начнёте письмо, то скажете про себя: «Аида», и вы не ошибётесь, по крайней мере, в том, что касается формы вашего письма».
Иногда один человек является открывателем чего-то нового, а другой придумывает этому открытию имя, которое и входит в вечность.
С годами эта модель менялась и расширялась, а её вариации используются в сфере рекламы и маркетинга повсюду и сегодня.
И всё же — причём здесь Аида, теперь уже опера. Просто стечение обстоятельств, или же за мнемонической связью стоит что-то большее?
Одноимённая опера Джузеппе Верди уже более 150 лет исполняется в лучших театрах мира. Премьера опера «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.
Опера Джузеппе Верди «Аида» основана на реальных исторических событиях. Известно, что автором сценария был известный египтолог О. Э. Мариетт, который позаимствовал сюжет из переведённого им древнего папируса. Действие разворачивается во времена правления фараонов.
Несмотря на историческую основу, на первый план выходит личная драма: тайные отношения рабыни (а на самом деле пленённой эфиопской принцессы) по имени Аида и придворного полководца, военного стратега Радамеса.
Имя принцессы Аида, предположительно было изобретено О. Э. Мариеттом, который, возможно, предложил его как женский вариант имени Аэт (др. -греч. Ἀετός), упоминаемом на Розеттском камне.
Связал ли К. П. Рассел название оперы Аида с моделью AIDA просто потому, что в тот период опера была просто популярна и все быстро могли связать в своей голове красочные декорации и неповторимые арии с рекламной моделью? Или же Рассел проследил, что опера также состоит из 4 действий, в каждой из которых происходят события, так сильно напоминающие эмоции, испытываемые человеком, проходящим по этапам взаимодействия с рекламой? Однозначного ответа, увы, нет. Но не в этом ли смысл рекламы — вызывать внимание, интерес, желание и, конечно же, приводить к действию.
Другие иллюстрации
«Его святейшество Кот»
«Черепаха с крыльями»
«Принцесса в башне»
«Вечное ожидание»